Ассоциация застройщиков Турции
О компании
Купить
Купить недвижимость в турции от застройщиков, квартиры, виллы, апартаменты в анталии, алании, кемере, бодруме, белеке
Арендовать
Информация о Турции
Информация
Информация о Турции

aztinfo@mail.ru

Бизнес в Турции

Информация

Приватизация в Турции

Программы приватизации проводится в Турции с 1984 г. Совокупный доход государства за время ее проведения (1984-2003 гг.) составил 10,1 млрд. $, в т.ч. 7,1 млрд. - доходы от реализации, 2 млрд. - дивиденды, 1 млрд. -кредиты и безвозмездная помощь. Всего приватизировано 167 предприятий, в 150 из которых вообще не осталось долей государства.
В 2002 - 2003 г. приватизация велась довольно пассивно. Состоялась передача пакета акций компании "ПОАШ" (розничная продажа нефтепродуктов) холдингу "Иш-Доган" (совместный капитал Делового банка и До-ган - холдинга). В результате сделки (акции были переданы по номиналу, примерно на 30% ниже биржевой стоимости) доля "Иш-Доган" в капитале "ПОАШ" выросла с 66% до 96%. 51% акций госкомпании "Диташ" (танкерный флот) был передан за 16 млн. $ АО "Тюпраш", 65,76% капитала которой принадлежит государству. Компания "Исдемир" (Искендерунский метзавод) за 50 млн. $ была передана АО "Эрдемир" (56% его акций принадлежат государству). Кроме того, была осуществлена продажа нескольких участков земли, принадлежавших госкомпаниям. Общая выручка государства от приватизации составила в 2002 г. 255,3 млн. $ и в 2003г. - около 600 млн. В 2002-2003гг. был также объявлен ряд тендеров на покупку пакетов акций госкомпаний "Тюгсаш" (удобрения), "Таксан" (станкостроение), "Герконсан" (металлоконструкции), "ТДИ" (портовые сооружения), "Сека" (бумажные фабрики), ЕБЮ (мясомолочные) и "Зираи Донатым" (сельхозтехника), Петким (нефтехимия), Текель (табачная монополии). Однако по всем из них предложения были значительно ниже расчетной цены и тендеры не состоялись.

Трудности экономики Турции определили дальнейший рост безработицы - на 10% по сравнению с 2001 г.ом. За два последних года число зарегистрированных безработных увеличилось на 1.078 тыс. человек. Только официально зарегистрированных безработных насчитывается 2373 тыс. чел., а с учетом безработицы в сельской местности ее уровень достигает 14,9% самодеятельного населения. 38% населения страны живет за чертой бедности (с доходом менее 44 $ в месяц), в т.ч. 15% - за "черной голода" (с доходом менее 31 $ в месяц). К наиболее "богатым" районам относятся Эгейский и Мраморного моря (за чертой бедности находятся соответственно 27% и 32% населения), к наиболее бедным - Юго Восток и Причерноморье (44% и 42%).

Экономическое положение Турции, падение реальных доходов населения и бизнес-сообщества, рост теневого сектора и сужение налогооблагаемой базы, политическая нестабильность, расцвет коррупции и утрата правящей коалицией способности вывести страну из кризиса привели к проведению 3 ноября 2002 г. всеобщих досрочных парламентских выборов, на которых безоговорочную победу одержала исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Новое правительство объявило о преемственности прежнего курса экономической стабилизации, сближения с ЕС, верности обязательствам в рамках НАТО и принципам светского государства, а также о намерении принять эффективные меры по расширению торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, в том числе с Россией.
 

Таможенные льготы в Турции

Вступление Турции в Торговый Союз отменило таможенные пошлины на импорт подавляющего большинства товаров из стран ЕС, так что ниже речь пойдет о таможенном регулировании только касательно машин, оборудования, сырья и т.д., ввозимых для осуществления инвестиционных проектов, из третьих стран.

Машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых в Турции иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5%-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью и безоговорочно освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:

  • инвестиции в "приоритетные районы" (кроме инвестиций в инфраструктуру);

  • сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в "приоритетных районах";

  • инвестиции в строительство и оборудование госпиталей;

  • инвестиции в сферу образования;

  • строительство яхт и судов;

  • судоремонт, включая строительство плавучих доков;

  • инвестиции в импорт самолетов и судов;

  • распределение и транспортировка природного газа;

  • инвестиции в проекты, осуществляемые по модели "строй-эксплуатируй-передавай";

  • инвестиции в развитие туристического бизнеса в Черноморском регионе;

  • инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты;

  • инвестиции в электронное производство.

Запретный бизнес. Запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, если их "возраст" превышает 5 лет, кроме авиатехники и морских судов.
Импорт сырья и полуфабрикатов для вновь налаживаемого производства освобождается от таможенных пошлин лишь в ограниченном объеме и на ограниченный срок:

  • Для введения в действие совершенно новых производств и при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 20% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 3 месяцев.

  • Для осуществления инвестиционных проектов в "приоритетных районах" при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 30% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 4 месяцев.

  • Для осуществления особо крупных проектов возможен беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 40% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до б месяцев. Внесение 10-процентного депозита является необходимым условием.

Допускается беспошлинный ввоз запасных частей к ввозимому оборудованию при условии, если стоимость их не превышает 5% от стоимости импортированных машин и оборудования (или 10%, в случае инвестиций в строительство и сферу услуг). В целом освобождение от таможенных пошлин импорта запасных частей регулируется теми же положениями, что импорт машин и оборудования.

Налоговые льготы на инвестиции в бизнес

Инвестиции в экономику Турции в осуществление проектов, обладающих "поощрительным сертификатом", может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100% в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. 100-процентное освобождение от налога означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются: крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса; судостроение и судоремонт; кожевенное производство; интенсификация сельского хозяйства и агропромышленных отраслей; создание рыбных ферм; образование; здравоохранение; охрана окружающей среды; инвестиции в научно-исследовательскую деятельность; электроника; химическая промышленность; автомобилестроение и некоторые другие. Ежегодно список этих приоритетов подвергается пересмотру, дополняется и уточняется.

Условия льготного кредитования бизнеса в Турции

Предоставление государственных кредитов в местной валюте для осуществления тех или иных проектов зависят опять же от региона и сектора экономики, в котором предполагается инвестирование капитала. Сумма предоставляемого кредита определяется как процент от общей суммы инвестируемого капитала:

  • для инвестиций в "районы первой степени приоритетности" 60%

  • для инвестиции в "районы второй степени приоритетности" 50%

  • для инвестиций в "нормальные районы" 40%

  • для инвестиций в "развитые районы" 30%

  • для инвестиций в судостроение, новые технологии, проекты охраны окружающей среды 50%

  • для инвестиций в проекты поддержки ремесел 25%.

Особыми экономическими привилегиями в Турции пользуются инвесторы в так называемые организованные промышленные зоны (ОПЗ) и в свободные экономические зоны (СЭЗ). Для таких инвесторов указанный выше процент повышается на 10 пунктов. Кредиты предоставляются в турецких лирах, норма процента для районов "первой степени приоритетности", а также для СЭЗ и ОПЗ в "районах второй степени приоритетности" составляет 10%, для "районов второй степени приоритетности" и для СЭЗ и ОПЗ, расположенных в "нормальных районах" - 15%, для "нормальных" и "развитых районов" - 30%. Учитывая ежегодный уровень инфляции в стране и постоянное снижение курса турецкой лиры по отношению к мировым валютам, такая норма процента делает предоставляемый кредит исключительно льготным для инвестора.

СЭЗ Свободные Экономические Зоны в Турции

Инвестиции иностранного капитала в экономику Турции возможно также путем создания совместных - с участием иностранного и национального капитала - или полностью принадлежащих иностранным инвесторам компаний на территории свободных экономических зон (СЭЗ). Эти зоны могут также использоваться экспортерами других стран для беспошлинного перемещения и распределения экспортируемых ими товаров.

Закон Nо:3218, фиксирующий создание и регламентирующий деятельность свободных экономических зон (СЭЗ) в Турции, был опубликован в 1985 г. и действует с 1987 г., когда были созданы первые в Турции СЭЗ - в Мерсине и Ан-талии. В 1990 г. их число пополнилось Эгейской свободной экономической зоной в Измире и Стамбульской зоной свободного предпринимательства, охватывающей район аэропорта им.Ататюрка. В 1992 г. СЭЗ была создана в Трабзоне, в 1993 г. - в Адане, в 1994-95 гг. были созданы две СЭЗ в Эрзуруме и Мардине на востоке Турции с целью скорейшего освоения этих более отсталых пока в экономическом отношении районов.

Турецкие свободные экономические зоны призваны максимально использовать преимущества географического положения Турции, ее близость к рынкам как стран Ближнего и Среднего Востока, так и стран Западной и Восточной Европы. При этом основное внимание уделяется усилению экспортной направленности инвестиций и производства в Турции путем привлечения иностранного капитала и технологий, обеспечения регулярного и последовательного вклада в развитие экономики и расширения использования внешних источников финансирования и возможностей международной торговли. Предпринимательская деятельность любого рода: производство, хранение, упаковка, торговля, банковская деятельность - разрешена и поощряется в свободных экономических зонах Турции. Зоны располагают необходимой инфраструктурой, помещениями для офисов, мастерских, складов и т.п., которые сдаются в аренду на льготных условиях. Кроме того, поощрение свободных экономических зон обеспечено льготным режимом предпринимательства:

  • Свободные экономические зоны являются анклавами, полностью свободными от налогов, в том числе от корпоративного и подоходного.

  • Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в СЭЗ, освобождаются также от разного рода сборов и пошлин: таможенных, гербовых, портовых.

  • В отличие от большинства других стран, в Турции разрешена реализация на внутреннем рынке товаров, произведенных в СЭЗ или импортированных через них. При этом к ним применяется обычное внешнеторговое регулирование. Фактически примерно треть торгового оборота турецких СЭЗ приходится на торговлю внутри Турции.

  • В качестве средства платежа в СЭЗ может использоваться любая конвертируемая валюта.

  • Инвесторы могут переводить личные или корпоративные прибыли без каких бы то ни было ограничений, налогов, сборов и предварительных разрешений.

  • Иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Турции, могут владеть в СЭЗ компаниями со 100% иностранным капиталом.

  • Разрешен найм на работу иностранных специалистов и управленческого персонала.

  • Законом о свободных экономических зонах и Законом Nо:2822 от 5 мая 1983 г. накладывается запрет на забастовки и локауты сроком на 10 лет с момента начала деятельности фирмы в СЭЗ.

  • Уровень инфраструктуры, создаваемой в СЭЗ, соответствует международным стандартам.

  • Стоимость аренды земли весьма умеренна.

  • Стоимость наемной рабочей силы низка по сравнению с другими странами аналогичного уровня развития (подчас она составляет лишь 10% от стоимости рабочей силы в развитых странах).

  • Сведены до минимума бюрократические формальности - как на стадии инвестирования капитала, так и на стадии производства и реализации продукции.

  • Законодательства, касающиеся цен и качества товаров и услуг и контроля за ними, которые применяются в других районах Турции, не действуют в СЭЗ.

Инвесторы в свободных экономических зонах предпринимательства могут пользоваться также другими льготами в рамках государственной политики, нацеленной на поощрение частных капиталовложений. Важным преимуществом турецких свободных экономических зон является их близость к портам и другим международным транспортным узлам. В конечном итоге эти условия, поощряющие предпринимательство в свободных экономических зонах, создают благоприятный инвестиционный климат и обеспечивают инвесторам в СЭЗ существенные выг.ы: снижают издержки производства, повышают конкурентоспособность действующих там местных и иностранных фирм и компаний.

Создание условий для предпринимательства в свободных экономических зонах, для осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, ведется специальным Фондом организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5%-ного налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами. Каждая из турецких СЭЗ в определенной степени имеет свою "специализацию" в зависимости от местоположения и предназначения. Так, свободные экономические зоны в Мерсине и Анталии, расположенные в плодородных сельскохозяйственных районах, ориентированы преимущественно на создание предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и обслуживанию аграрного сектора этих регионов, а также экспорт продукции агропромышленного сектора. В Измирской СЭЗ упор делается на электронику и телекоммуникационное оборудование. Стамбульская зона свободного предпринимательства в районе аэропорта им. Ататюрка нацелена на производство и торговлю готовой одеждой и высокотехнологичной электронной продукцией. СЭЗ Аданы специализируется на тяжелой промышленности.

Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется специально созданным Главным управлением по вопросам СЭЗ в структуре Секретариата по делам внешней торговли аппарата премьер-министра Турецкой Республики. Оно же занимается выдачей лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ. Для получения лицензии необходимо представить в Главное управление по вопросам СЭЗ следующие документы (все документы подаются в 2 экземплярах):

  • Заполненная анкета-заявка на получение лицензии (бланки можно получить в Главном управлении по вопросам СЭЗ или в администрации конкретной зоны).

  • Оригинал и копия банковской расписки об уплате регистрационного сбора в Фонд организации и развития СЭЗ в Центральном банке Турции.

  • Информационное письмо о характере компании и ее предполагаемой деятельности в СЭЗ.

  • Документ, подтверждающий образцы подписей уполномоченных лиц компании.

  • Копия публикации газеты Торгового регистра о регистрации компании.

  • Справка, отражающая поступления иностранной валюты на счет компании в Турции в течение последних трех лет (если таковые имели место).

  • Для банковских учреждений - разрешение Секретариата по делам казначейства аппарата премьер-министра Турецкой Республики на право учреждения филиала или отделения банка в данной СЭЗ.

Получение лицензии на право предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне в Главном управлении по вопросам СЭЗ компания происходит в течение 30 дней. Необходимо подписать контракт с администрацией СЭЗ об аренде помещения или определенного участка земли на территории зоны. Копия контракта об аренде направляется в Главное управление по вопросам СЭЗ, после чего Управлением выдается лицензия. Лицензия может сопровождаться "Разрешением на строительство" и/или "Разрешением на освоение помещения" в зависимости от условий, изложенных в заявке. Тем фирмам, которым отказано в получении лицензии, регистрационный сбор возвращается в полном размере. При рассмотрении заявок и выдаче лицензий принимаются во внимание такие показатели деятельности компании, как содействие увеличению экспорта, расширению занятости, ввоз передовых технологий, экологическая благополучность производства и т.п.

Бизнес в Турции

Малый бизнес в экономике Турции играет чрезвычайно важную роль и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе. По численности доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе Турции по оценкам экспертов составляет от 98,0% до 99,0%. В малом бизнесе занято свыше 60% работающих в производственном секторе. МСП производят по различным оценкам от 30% до 40% совокупной добавленной стоимости. В Турции статус малого или среднего бизнеса, предприятие может получить только в сфере производства.

http://www.ithalatihracat.biz поиск Турецких производителей

В процентном отношении распределение МСП по отраслям производственного сектора бизнес в Турции составляет:

  • ткацкая и кожевенная промышленность - 24%

  • обработка металлов - 24%

  • пищевкусовая и табачная промышленность - 15%

  • химическая промышленность - 9%

  • деревообработка - 8%

  • прочие - 20%.

Главным критерием при определении малого и среднего бизнеса в Турции принято считать численность занятых на предприятии рабочих и служащих. Однако различные турецкие организации по-разному устанавливают соответствующие границы. Так, государственная организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами развития и поддержки малого бизнеса, относит к малым предприятиям структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, а к средним предприятиям структуры с численностью от 51 до 150 человек; Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры соответственно - от 1 до 19 человек и от 20 до 99 человек.




 
aztinfo@mail.ru +7-925-106-81-72

AZT © 2000 Недвижимость в Турции: 12.01.2017.