Недвижимость |
Лечение |
Отдых |
Информация |
aztinfo@mail.ru |
Рынки древнего Константинополя |
|
---|---|
История Византии рынки древнего КонстантинополяСуществование константинопольских рынков — факт бесспорный. Их посещали все, в том числе императоры ромеев, которые, как Феофил, случалось, заезжали на них, чтобы самостоятельно справиться о рыночных ценах. Задолго до IX в. прежние общественные форумы были приспособлены под рыночные площади, где особенно бойко шла торговля съестными припасами. Эту же черту отразили жития иконоборческого периода, упоминавшие торговлю на столичных рынках-площадях второй половины VIII века, как привычную деталь повседневной жизни и как нечто, само собой разумеющееся. Специализированные рынки КонстантинополяКонстантинополь вступил в эпоху «темных веков» с несколькими специализированными рынками. Во всяком случае, Дигесты Юстиниана особо выделяли свиной рынок столицы, а также «...другие рынки, на которых продаются иные животные». Их расположение и особенности специализации были достаточно стабильными, но не оставались неизменными. Рынок скота в КонстантинополеСогласно Книге эпарха, мясники-макеларии покупали клейменный убойный скот в Стратигии — «Военном поле» (en to Strategio), и там же проватэмпоры-торговцы скотом занимались перепродажей. Названная большая площадь, расположенная в Пятом регионе («части») столицы, была устроена в правление Феодосия II Младшего. В Notitii dignitatum о ней сказано: Strategium in quo est forum Theodosiacum. Вероятно, она служила одним из самых старых скотных рынков города, а удобное соседство с гаванью Просфорий (Неорион) у входа в залив Керас (дословно в переводе - «Рог») давало возможность этому рынку сохранять свое значение на протяжении веков. Константинопольские патриографы-«краеведы» и арабские источники, в частности, Ибн ал-Факих, сообщали о том, что в правление Константина V (741-775) рынок скота был устроен на форуме Тавра («Быка»), но они, при этом, делали очень важное уточнение, что рынок уже существовал до этого около берета Кераса и был лишь перемещен на новое место по указанию. Патриографы рассказывали также, что во второй половине VIII в. быков и волов, доставленных морем, перегоняли из порта Неория к форуму Тавра. Талантливый писатель конца IX-начала X вв. Никита Давид Пафлагон упоминал в Житии патриарха Игнатия, как незадолго до VIII Вселенского синода 867 г. «...извне пригнанные быки были ведены по городу, вдруг они разъярились и бросились в разные стороны», а один из них вторгся в Великую церковь — храм св.Софии. Коль скоро животные миновали Стратигий, лежавший на пути от моря к площади Тавра, значит, он изменил со второй пол. VIII в. свою специализацию и перестал вести торговлю крупным скотом, оставаясь в то же время скотным рынком. Противоречие рождало и понимание слов «фреммата» и «провата» (thremmata, probata), каким обозначался основной товар, поступавший на рынок Стратегия. Для ромеев to probaton выступало в не всегда определенном значении. Содержание статьи Книги эпарха, в которой говорится, что от Пасхи до Троицы, то есть в течение пятидесяти дней, проватэмпоры должны были сосредотачивать продажу овец и баранов (amon) на рынке Тавра, тогда как в остальное время, до начала Великого поста, торговля животными шла в Стратегии. Само слово «проваторы» или «проватэмпоры» имело отношение прежде всего к тем, кто торговал крупным и мелким убойным скотом, главным образом овцами (probaton, probata), а сопутствовавшее ему в тексте слово thremmata — «все вскормленное», любое животное—применительно к проватэмпорам опять-таки подразумевало преимущественно овец, хотя не исключало свиней и другой скот. Такое понимание семантики терминов позволяет полагать, что Стратегий (в начале — форум Феодосия) никогда не терял значения рынка убойного скота, но со времени правления Константина V стал специализироваться в основном на продаже мелкого скота, овец, может быть, коз. В семинедельный Великий пост, преимущественно в марте-апреле, когда спрос на мясо резко падал, торговля им почти замирала, концентрируясь исключительно на обширном форуме Тавра между VII и VIII регионами столицы. Эта площадь, носившая также название форума Феодосия, была построена при Феодосии Великом (379-395). Однако, о ее рыночном назначении можно с уверенностью говорить только с 40-х годов VIII в., когда здесь оказалась сосредоточена торговля скотом. Очевидно, расположение «фороса» в самом центре Константинополя между вторым и третьим холмами создавало впечатление, что место стягивало к себе людей со всего города. Из Книги эпарха следует, что площадь Тавра была, прежде всего, скотным рынком, выполняла роль римского Forum boarium. Именно здесь перекупали свиней хирэмпоры, являвшиеся одновременно торговцами свининой. Сюда же на период от Пасхи до Троицы переносили продажу баранов и овец проватэмпоры, пригоняли на торг быков и волов. Там же была организована торговля бараниной и говядиной, которую вели городские макеларии. Михаил Монах, агиограф знаменитого Феодора Студита (759-826), упоминал пожар в хортоволе-загоне, где забивали свиней (chortobo-lon —дословно «загон удара»). Причем можно понять, что это произошло вблизи рынка, где велась торговля свининой, то есть около Тавра, поскольку продажа свиней в других местах была нежелательна в IX-X веках, поэтому каралась позорным телесным наказанием — поркой и острижением волос. Старые рынки КонстантинополяСо специализированной торговлей была связана еще одна обширная и старая площадь, «капитолий» Амастриана, которая тоже находилась в центре Константинополя западнее форума Тавра, у развилки Меси, между Филадельфионом и форумом Вола. Только здесь, но никак не «...на углах и квартальных улицах» (en tais goniais kai rymais) полагалось производить публичную продажу и покупку лошадей. Будучи конным рынком, Амастриана оказалась настолько изрыта выбоинами и грязными стоками, что приобрела со временем самый непритязательный вид, хотя выставленный на торг товар, — лошади различных пород и мастей, —должен был несколько сглаживать неприятное впечатление своей красотой, изяществом и грациозностью. Только парадоксами менталитета новой средневековой эпохи можно объяснить, почему такой шумный и грязный рынок не был вынесен хотя бы на периферию города, если не за его стены, а оказался устроен в центре столицы, неся с собой неизбежные неудобства торговли рабочим скотом. Еще ближе к комплексу зданий Большого императорского дворца (to mega palation) в III регионе столицы располагался форум Константина (о Phoros tou Konstantinou), что не мешало горожанам использовать его для торговых целей. В некоторых византийских рукописях он так и назван «торгом». По свидетельству Пасхальной хроники, около этой агоры находилась восьмиугольная базилика, внутри которой были устроены прилавки меховщиков и скорняков — гунаров (oi gounareis). Своеобразный крытый рынок пострадал во время бунта константинопольцев в 532 году, но не прекратил своего существования. По словам Льва Грамматика, в X веке здесь все еще была «гунария Фора» (ta gounaria tou Phorou), как стали называть площадь в средние века. У хронистов IX-X вв., писавших, что в «эмволах фора», около храма Богородицы и в начале квартала Психи находились скорняжные лавки (gounarion) и так называемая кирулария или кирополия (ta keroulareia, ta keropoleia), то есть место, где выделывали воск и продавали свечи. И те, и другие эргастирии сгорели во время памятного ромеям пожара в марте 930 года. О константинопольском торге (агоре) времен василевса Феофила упоминал в своем рассказе Продолжатель Феофана, особо отмечая, что император мог осматривать на нем самые разные выставленные на продажу товары, еду, питье, топливо, одежду и лично поговорить с торговцами. Поскольку еженедельный обычный маршрут Феофила проходил по центральной улице и площади по пути к Влахернскому храму в самом дальнем, северо-западном регионе столицы, то ближайшим для ревизии рынком оказывался форум Константина. Заботу об этом месте торговли проявлял, надо думать, не только Феофил. Как рассказывал Константин Багрянородный о своем царственном деде, Василий I Македонянин (867-886гг.) в первые годы своего правления соорудил на месте, именуемом «форос», церковь Богоматери, дабы «городской и мастеровой люд» (astikos kai banausos ochlos), толкущийся на площади и поглощенный житейскими заботами, получил одновременно и «дом молитвы», и защиту от дождей и холодов. Интересно, что в этом случае христианский храм тоже воспринимался в качестве варианта крытого рынка или, по крайней мере, входил как единое целое в инфраструктуру конкретной рыночной площади. Возможно, всем выше названным не исчерпывалось торговое значение площади. Одна из версий Чудес Николая Угодника, оригинал которой восходит, вероятно, к раннему средневековью, упоминает бедного ремесленника, отправившегося продавать свой старый ковер на форум Константина. Это позволяет подозревать существование здесь кроме вещевого и продуктового рынка еще и некой «толкучки», разновидности александрийского «дромоса». В то же время Продолжатель Феофана, видимо, имел в виду все тот же форум Константина, когда неоднократно упоминал столичную агору, через которую следовали как торжественные процессии, так и позорные шествия. Торговая площадь в КонстантинополеТорговое назначение имела еще одна константинопольская площадь, известная ромеям под названием toy Boos topos (Boos agora), то есть Бычья, а точнее Воловья, под которой надо понимать Воловий форум, расположенный в центре города, к юго-западу от конного рынка Амастриана. Именно ее называли торгом-агорой Никифор и Георгий Амартол, и именно там занимался продажей жареной рыбы некий капилос из Жития Стефана Нового, один из участников жестокой ноябрьской драмы 765 года. С этим же местом могло быть связано упоминание некой leophoros — широкой улицы или площади, где торговал рыбой мелкий рыболов, о котором рассказывалось в Житии Андрея. Не исключено, такое тяготение мелких торговцев-рыбаков к этому месту объяснимо тем, что только здесь была разрешена торговля своим уловом для тех, кто не принадлежал к профессиональным рыботорговцам-ихфиопратам, которым разрешалось торговать под вывеской своего профессионального цеха в других, более достойных местах. По словам агиографа св.Андрея, вместе со свежей рыбой на площади продавали овощи и фрукты, причем в столь большом изобилии, что в рыночные дни все было переполнено торговцами и покупателями. Таким образом, эта агора в VIII-IX вв. отвечала критериям специализированного продовольственного рынка. Синаксарные константинопольские жития указывают на существование в городе особого места для торговли ячменем (ta krithopoleia), которое размещалось на площади около церкви св.Феклы. Вероятно, крифополия относилась к кварталу, носившему название ta Kontaria, который находился на склоне холма, спускавшегося по направлению к Софианскому порту (гавани Юлиана). Как раз сюда, на берег Мраморного моря был перенесен при Юстиниане I или Юстине II рынок для привозных товаров, вначале устроенный вблизи Золотого Рога. Рядом с центром, около церкви св. Феодоры в VII регионе, согласно патриографам, располагался «угольный рынок» (ta karbounaria). Этот район был одинаково удобно достижим из любого угла города, находясь к северу от Меси, неподалеку от конного рынка на площади Амастриана, рядом с форумом Тавра и рынком в Стратигии, а также гранича с приморскими кварталами Зевгма и Перама около Хрисокераса. Можно думать, название «карвунария», присвоенное рынку, было условным и на деле означало место, где продавалось всякое топливо. Недаром же, рядом, в Зевгме, то ли жил, то ли работал тот торговец дровами, убийство которого оказалось отражено в «Актах по поводу Калоподия», записанных Феофаном Исповедником в связи с событиями восстания Ника. Феофан же неоднократно упоминал некий Собачий рынок, агору Кинегиона, в первом регионе города, рядом с Акрополем и церковью св.Ирины, на месте амфитеатра времен Септимия Севера, но всегда только в связи с публичными казнями, совершавшимися на этой площади. Поэтому остается неясным ее функциональное назначение, хотя в самом названии содержится намек на торговый характер данного места. Вполне вероятно, это был небольшой региональный базар, разнообразивший узкий выбор того, что предлагал соседний с ним специализированный Стратегий. Можно лишь догадываться о торговом характере самой южной большой площади столицы — форума Аркадия, находившегося в районе под названием Ксиролофос. Но если интуиция не обманывает, станет понятно, почему Сократ Схоластик подчеркивал, что в его время здесь располагалась агора (agora Arkadiou). Вещевой рынок в КонстантинополеНекоторые статьи Книги эпарха подразумевали существование в городе вещевого рынка или ряда, когда предписывали торговцам шелковыми нитями — метаксой, а также изготовителям льняных тканей и изделий из них в рыночные дни продавать свои товары «на площади» (en to phoro), а не в лавках-мастерских. Едва ли такая торговля должна была вестись на любых площадях и улицах, что было бы нерационально для организации сбыта товаров и затруднительно для контроля за торгующими и покупателями. С этой точки зрения вполне подходящим местом являлся форум Константина, нередко именуемый просто «форосом» — «форумом» и потому не нуждавшийся в какой-либо дефиниции, уточнявшей текст предписания. Не исключено, что в раннесредневековом Константинополе функционировали и другие рынки-площади, известные в более позднее время, как, например, рынок писцов и рынок аптекарей-фармакевсов, помещавшиеся вблизи Большого императорского дворца, около храма св.Софии. Но отсутствие о них сведений источников VII-IX вв. не позволяет с уверенностью включить их в перечень столичных рынков этого времени. Впрочем, рынок фармакологов мог со временем выделиться из торговых рядов мирэпсов — продавцов благовоний, красителей и их ингредиентов, среди товаров которых значительную долю составляли лекарственные вещества, смолы, растения. Предполагать это позволяет и совпадение места расположения прилавков мирэпсов с районом, где позднее торговали аптекари. Писцы, нотарии, продавцы книг тоже издавна концентрировались в портиках Большого дворца. Дополнительная информация о ТурцииТуризм отдых и путешествия по Турции |
|
|
Недвижимость в Турции: 26.08.2020. |
aztinfo@mail.ru |