Турция занимает стратегически важное положение на стыке Балкан, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья, является членом НАТО (с 1952), ВТО (с 1995), ассоциированным членом (с 1964) и кандидатом на вступление в ЕС.
Экономика Турции в 2017 году
превзошла ожидания. Экономика Турции по итогам третьего квартала 2017 года
росла быстрее, чем любая другая из двадцати крупнейших экономик мира, так
как траты домохозяйств и экспорт выросли, повысив ожидания, что Центробанк
примет решение об увеличении ставки, пишет Bloomberg. Согласно официальным
данным экономика Турции в июле-сентябре показала рост на 11,1% в годовом
выражении, максимальными темпами более чем за шесть лет, после роста на
5,4%, зафиксированного в предыдущем квартале. Опрошенные Bloomberg эксперты
в среднем ожидали увидеть подъем на 8,5%. Учитывая сезонные факторы, ВВП
вырос на 1,2% относительно второго квартала. Консенсус-прогноз экспертов
предполагал рост показателя на 1,8%. Потребительские расходы, обеспечивающие
практически две трети экономики Турции, в третьем квартале показали рост на
11,7% относительно аналогичного периода 2016 года. Государственные расходы
увеличились на 2,8%.
Турция повысила расходы на все - от заработной платы до инвестиций - и
предоставила более дешевые кредиты компаниям, чтобы противостоять влиянию
неудачной попытки государственного переворота на экономику. Сравнение с
третьим кварталом 2016 года, когда попытка переворота спровоцировала
сокращение экономики, позволило повысить текущие показатели роста.
Рост главным образом вызван внутренним потреблением, в то время как инфляция
располагались на самом высоком уровне с 2003 года. ЦБ страны, вероятнее
всего, примет решение об ужесточении денежно-кредитной политики на заседании
в четверг, полагает экономист Nomura International Plc в Лондоне Инан Демир.
Экономика Турции растет но растет и ее государственный
долг.
ВВП Турции в миллионах долларов США |
||||||||||||
823 | 857 | 851 | 857 | |||||||||
789 | 798 | |||||||||||
775 | ||||||||||||
730 | 731 | 718 | ||||||||||
647 | 615 | |||||||||||
Таксим | Выборы | Самолет | Путч | Выборы | ||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Гос долг Турции в 2016 $454 966 432 473
Рост ВВП Турции в 2016 году 3,9%, снизилось с показателя 2015 года в 4%, говорится в июльском исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Прогноз на 2017 год по ВВП страны составляет 3,7%. "Деловая уверенность выросла в начале 2016 года после введения нового Плана действий 2016 года, который включает важные структурные целевые реформы в 11 областях. В противоположность этому, эскалация напряженности в отношениях с Россией привела к эмбарго на турецкий экспорт и дополнительному падению в области туризма и доходов строительного сектора. Кроме того, ряд террористических актов повлиял на общее доверие", — говорится в докладе.
Всемирный банк пересмотрел прогнозы роста экономики Турции в 2017 и 2018 годах. Согласно докладу, в этом году экономика Турции вырастет на 3 процента, в 2018 году - на 3,5 процента, и в 2019 году – на 3,7 процента. Всемирный банк также сообщил, что в полный проблем 2016 год турецкая экономика выросла на 2,5 процента. Глобальные перспективы роста на 2017 и 2018 год Всемирный банк пересмотрел в сторону понижения.
Экономика Турции в 2015 году
В 2015 году экономика выросла на 3%, уровень безработицы в 9% достаточно комфортен и стабилен. Действующий турецкий премьер добился серьезных успехов, превратив Турцию в региональную державу. При этом проявил политическую волю, не поддавшись давлению. Вместе с тем, у Турции также существуют серьезные политические риски – конфликт с Сирией и риски военного переворота. Военные в Турции - серьезная сила.
Доля накоплений в ВВП продолжает снижаться. Турция по прежнему оказалась не в состоянии обслуживать одновременно свои долги и направлять сколько-нибудь значительные средства на цели развития.
Год | ВВП в текущих ценах, млрд. долларов | Население | ВВП на душу населения, долларов | Рост ВВП, % |
---|---|---|---|---|
1970 | 24.4 | 689.3 | ||
1971 | 23.1 | 636.1 | 5.6 | |
1972 | 29.0 | 782.0 | 7.4 | |
1973 | 36.4 | 960.4 | 3.3 | |
1974 | 50.2 | 1295.9 | 5.6 | |
1975 | 62.7 | 1584.8 | 7.2 | |
1976 | 71.8 | 1774.3 | 10.5 | |
1977 | 81.8 | 1980.8 | 3.4 | |
1978 | 90.3 | 2140.6 | 1.5 | |
1979 | 123.3 | 2859.1 | -0.6 | |
1980 | 92.5 | 42171000 | 2096.7 | -2.4 |
1981 | 95.5 | 43119000 | 2116.0 | 4.9 |
1982 | 86.8 | 44276000 | 1878.1 | 3.6 |
1983 | 82.9 | 46967000 | 1753.4 | 5.0 |
1984 | 80.6 | 48071000 | 1667.5 | 6.7 |
1985 | 90.4 | 49174000 | 1829.5 | 4.2 |
1986 | 101.8 | 50274000 | 2020.0 | 7.0 |
1987 | 117.2 | 51370000 | 2281.9 | 9.5 |
1988 | 122.1 | 50530000 | 2336.1 | 2.1 |
1989 | 144.0 | 51253000 | 2707.2 | 0.3 |
1990 | 202.5 | 52436000 | 3741.8 | 9.3 |
1991 | 203.0 | 53491000 | 3687.0 | 0.9 |
1992 | 213.9 | 54547000 | 3818.2 | 6.0 |
1993 | 242.5 | 55455000 | 4257.9 | 8.0 |
1994 | 175.6 | 56382000 | 3032.7 | -5.5 |
1995 | 227.6 | 57453000 | 3866.6 | 7.2 |
1996 | 243.9 | 58533000 | 4077.6 | 7.0 |
1997 | 255.2 | 59620000 | 4199.2 | 7.5 |
1998 | 269.3 | 62464000 | 4361.0 | 3.1 |
1999 | 249.8 | 63364000 | 3983.9 | -3.4 |
2000 | 266.6 | 64269000 | 4189.4 | 6.8 |
2001 | 196.0 | 65166000 | 3036.8 | -5.7 |
2002 | 232.5 | 66003000 | 3553.0 | 6.2 |
2003 | 303.0 | 66795000 | 4567.5 | 5.3 |
2004 | 392.2 | 67599000 | 5832.5 | 9.4 |
2005 | 483.0 | 68436000 | 7087.8 | 8.4 |
2006 | 530.9 | 69295000 | 7687.4 | 6.9 |
2007 | 647.1 | 70158000 | 9245.8 | 4.7 |
2008 | 730.3 | 71052000 | 10297.3 | 0.7 |
2009 | 614.6 | 72039000 | 8554.0 | -4.8 |
2010 | 734.4 | 73142000 | 10095.1 | 9.0 |
2011 | 774.7 | 74224000 | 10437.7 | 3 |
2012 | 788.6 | 75176000 | 10490.1 | 3 |
2013 | 823 | 76055000 | 10821.4 | 6 |
2014 | 798.3 | 76903000 | 10381.0 | -2 |
2015 | 733.6 | 77738000 | 9437.3 | -5 |
2016 | 751.1 | 78559000 | 9562.7 | 3.7 |
2017 | 791.2 | 79366000 | 9969.8 | 3 |
Производство ВНП в последние годы характеризовалось следующими данными:
Динамика основных составляющих ВНП выглядела в 2002г. следующим образом: в промышленном производстве - рост на 9,4%, в том числе в обрабатывающей промышленности - на 11,8% и в энергетике - на 5,4%, в сельском хозяйстве - рост на 7,1%, в строительстве - снижение на 3,4%, в торговле (включая внешнюю) - рост на 8,4%, во внутренней торговле - снижение на 3,0%, в деятельности финансовых институтов - снижение на 6,8%. При этом доля основных отраслей в производстве ВНП осталась примерно на уровне прежних лет: сельского хозяйства - 13,4%, промышленности - 29,1%, сферы услуг - 57,5%.
С 2002-2003 года. в экономике Турции наметились определенные признаки стабилизации. После перенесенного страной в 2001 г. тяжелейшего финансового кризиса и коалиционное правительство Б. Эджевита и пришедшее к власти в ноябре 2002 г правительство ПСР при участии и под жестким контролем международных финансовых институтов выработало и достаточно последовательно проводило в жизнь политику экономической стабилизации.
Основными инструментами политики стабилизации стали проведение кардинальной либерализации экономики и жесткой денежной политики по известным рецептам МВФ при беспрецедентной для Турции финансовой помощи фонда и Мирового Банка - 13,6 млрд. $
Быстрорастущая экономика: хотя ВВП Турции в 2016 году снизился и стал $751 миллиард в 2013 году было $823 миллиардов, тогда как в 2002 году он был в три раза ниже – $231 миллиард.
Устойчивый экономический рост со средним ежегодным темпом роста ВВП 4.9 процентов за прошлое десятилетие.
Многообещающая экономика с блестящим будущим, которая может стать наиболее быстрорастущей экономикой среди членов ОЭСР в 2012-2017 гг. со средним ежегодным темпом роста ВВП в размере 5.2 процентов.
16-ая крупнейшая экономика в мире и 6-ая крупнейшая экономика в ЕС на 2013 год. Экономика Турции привлекла $135 миллиардов прямых иностранных инвестиций в прошлое десятилетие.
Турция на 22-м месте в мире по объему привлеченных инвестиций. Активный и зрелый частный сектор, экспорт в размере $152 миллиарда, что означает рост на 245 процентов между 2004 и 2013 годами.
Численность населения 80 миллионов (2017)
Самое многочисленное молодое население в ЕС
Половина населения моложе 30.4 лет (2017)
Молодое, активное, образованное и относящееся к разным культурам население.
Квалифицированная и конкурентоспособная рабочая сила. Более чем 28.3 миллионов молодых и образованных. В Турции больше работающей молодежи, чем в Евросоюзе.
Приблизительно 610 000 студентов получают высшее образование ежегодно в 183 университетах.
Больше чем 700 000 выпускников с законченным средним образованием, половина из которых заканчивает профессионально-технические и технические средние школы (2017)
Платежный экономический баланс. Благодаря принятым мерам удалось привести в относительное равновесие платежный баланс страны и создать более-менее привлекательную среду для репатриации части капиталов в экономику Турции, бежавших за рубеж в разгар кризиса 2001 г.а, завершить ряд структурных реформ экономики, а также удержать от развала фондовый рынок страны и добиться заметного улучшения ряда макроэкономических показателей. Так, темпы инфляции снизились с 68 до 20% по итогам 2003г., золотовалютные резервы увеличились с 25 до 35 млрд. $ (23 млрд. в разгар кризиса, в I п/г 2001 г.), ВНП вырос на 7,6% (до 180,3 млрд. $) в 2002г. и до 220 млрд. в 2003г. При этом промышленное производство увеличилось в 2002г. на 9,4%, сельскохозяйственное - на 7,1%, в сфере услуг на 6,7%, экспорт - на 11% (с 31,5 до 35 млрд. $). В 2003г. эти показатели составят, по оценке, соответственно 9%, 2% и 4%. При этом, страной преодолен важный психологический рубеж - превышен уровень ВНП 1998 г. (наивысший за всю историю Турции) - правда, всего на 2,2% (в сопоставимых ценах 1987г.). Наряду с этим, в условиях жесткой денежной политики и дорогого кредита (ставки в течение 2003 года колебались в пределах 42-60%, доходя порой до 72% годовых), наблюдалось довольно слабое оживление на внутренних рынках товаров и услуг: показательно, что около 5% произведенного ВНП составили нереализованные запасы (0,5% в 2001 г. и 7% в 2002г.), а реальный объем денежной массы по агрегату М2 (с учетом темпов инфляции) снизился на 3%.
Рынок капиталов Турции : совокупная биржевая стоимость акций турецких компаний снизилась в течение 2002г. г.а с 47 до 34,4 млрд. $ (69,5 млрд. в 2000 г.). В 2003г. она увеличилась до 56 млрд. $ Кредитный рынок также сузился: объем кредитов, предоставленных банками - резидентами, упал до 19,2 млрд. $ Видимое противоречие между сужением кредитного рынка и дефицитом финансовых средств с одной стороны и ростом ВНП и промышленного производства с другой объясняется увеличением притока финансовых ресурсов турецкого происхождения из-за рубежа, в том числе в виде кредитов частному сектору. За прошедший г. долг частного сектора по таким кредитам увеличился с 25,6 до 28,3 млрд. $ Значительную часть указанных ресурсов составлял турецкий капитал, выведенный ранее в оффшоры и/или циркулирующий через созданные за рубежом финансовые структуры. По оценкам специалистов Казначейства и Плановой организации еще около 3 млрд. $ вернулось в экономику страны разными путями, не позволяющими отразить их приток в платежном балансе, и 2,8 млрд. - в виде т.н. горячих денег - для обмена на лиры и помещения на депозитные счета в турецких банках под высокий процент.
Внешний долг Турции увеличился в 2002-2003 г. с 115,2 до 138,5 млрд. $, при этом краткосрочный остался на уровне 16 млрд. $ В 2002г. было произведено выплат по внешнему долгу на сумму 19844 млн. $, в т.ч. МВФ - 7 млрд. Госсектор выплатил долгов на сумму 13,1 и частный - 6,7 млрд. $ В 2003г. порядок выплат, по оценкам, будет примерно тот же. Попытки улучшить структуру внешнего долга ощутимых результатов не принесли, хотя некоторые позитивные сдвиги все же имели место. Так, доля краткосрочных долгов снизилась с 12,1 до 10,9%, однако доля обязательств по ценным бумагам, размещенным среди нерезидентов, несмотря на заметное повышение процентных ставок по ним, снизилась с 18,5% до 17,9 (в абсолютных показателях рост составил 1100 млн. $ - с 21,9 до 23,1 млрд. $).
Внутренний долг Турции увеличился за два года с 86 до 128 млрд. $, в основном за счет конверсии части внешнего долга во внутренний: Казначейство постоянно прибегало к заимствованиям на местном рынке путем размещения валютных ГКО для оплаты внешних долгов.
Соотношение Долг/ВНП в экономике Турции хотя и снизилось, но продолжало находиться на угрожающе высоком уровне. Дефицит госбюджета страны составил в 2002г. 39 млрд. лир (около 24 млрд. $ или 34,4% расходной части) при планировавшемся на уровне 13 млрд. Расходы составили 115,5 млрд., доходы 76,4 млрд. Большая часть бюджетных расходов - 67% пошла на оплату долгов: 77,5 млрд., на инвестиции было ассигновано 6,9 млрд. (6,0% расходной части), персональные выплаты - 23,1 млрд., на другие текущие расходы - 7,9 млрд., на социальные страхование - 10,3 млрд. лир. Чистые заимствования Казначейства для его покрытия составили 34,1 млрд. лир. в том числе из внешних источников - 16,6 млрд. лир (заимствования - 26,5, выплаты по прежним долгам - 9,0) и из внутренних - 17,5 млрд. лир. (заимствования - 95,7, выплаты - 78,2).
Приоритетным направление во внешнеэкономической сфере остается Европейский союз. Отношения с западноевропейскими государствами в политической, экономической и военной областях рассматриваются, прежде всего, под углом дальнейшей интеграции в ЕС. Однако Турция поддерживает и развивает активные отношения со странами исламского мира и африканскими странами.
Дефицит внешней торговли в экономике Турции составил в 2002г. 13,5 млрд. $ (рост на 46%), при увеличении импорта на 22,1% - до 48,5 млрд. и экспорта на 11,8% - до 35 млрд. $ (до 2003г. в этот показатель не включался т.н. челночный экспорт, составивший в 2002 г. 4,5 млрд.$). Отрицательное сальдо по текущим операциям составило 1789 млн. $, во многом благодаря компенсации торгового дефицита и выплат по процентам (6,4 млрд.) доходами от туризма 8,5 млрд. $, в т.ч. из РФ - 0,9 млн. $ и "челночной" торговли - 4,1 млрд. $ В 2003г. дефицит оценивается в размере 11 млрд. (импорт - 61, экспорт - 50 млрд.). Доходы от туризма составят, как ожидается, 9 млрд. $, в т.ч. из РФ - 1,2 млрд.
По данным Государственного института статистики Турции внешнеторговый оборот Турции в 2013 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 3,7 % и составил 403,5 млрд. долл. США (в 2012 году – 389,0 млрд. долл. США). При этом экспорт снизился на 0,5% (до 151,8 млрд. долл. США), а импорт увеличился на 6,4% (до 251,6 млрд. долл. США).
Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Турции в 2013 году составило 99,8 млрд. долл. США.
Трудности экономики Турции определили дальнейший рост безработицы - на 10% по сравнению с 2001 г.ом. За два последних года число зарегистрированных безработных увеличилось на 1.078 тыс. человек. Только официально зарегистрированных безработных насчитывается 2373 тыс. чел., а с учетом безработицы в сельской местности ее уровень достигает 14,9% самодеятельного населения. 38% населения страны живет за чертой бедности (с доходом менее 44 $ в месяц), в т.ч. 15% - за "черной голода" (с доходом менее 31 $ в месяц). К наиболее "богатым" районам относятся Эгейский и Мраморного моря (за чертой бедности находятся соответственно 27% и 32% населения), к наиболее бедным - Юго Восток и Причерноморье (44% и 42%).
Экономическое положение Турции, падение реальных доходов населения и бизнес-сообщества, рост теневого сектора и сужение налогооблагаемой базы,
политическая нестабильность, расцвет коррупции и утрата правящей коалицией
способности вывести страну из кризиса привели к проведению 3 ноября 2002 г.
всеобщих досрочных парламентских выборов, на которых безоговорочную победу
одержала исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Новое правительство объявило о
преемственности прежнего курса экономической стабилизации, сближения с ЕС,
верности обязательствам в рамках НАТО и принципам светского государства, а
также о намерении принять эффективные меры по расширению
торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, в том числе с
Россией.
Особыми экономическими льготами пользуются капиталовложения в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного "поощрительным инвестиционным сертификатом", предприятию удается достичь определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства, вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по кредитам. При этом г.овая выручка от экспорта продукции должна быть не менее: 300 тыс.$ для "развитых районов"; 200 тыс.$ для "нормальных районов"; 100 тыс.$ для "приоритетных районов".
Налог на добавленную стоимость (НДС) на импортированные или приобретенные в Турции новые машины и оборудование в том случае, если они учтены в качестве части уставного капитала при регистрации инвестора в Главном управлении по вопросам иностранных инвестиций и при предоставлении "поощрительного сертификата", возмещается в следующем порядке: - для приобретенного в Турции капитального оборудования НДС возмещается в виде "стимулирующей премии"; - для импортированных машин и оборудования компенсация НДС отсрочена во времени: она произойдет тогда, когда по завершении осуществления проекта НДС будет добавлен к цене производимой продукции и таким образом в конечном счете получен с потребителя.
Список сфер турецкой экономики, иностранные инвестиции в которые не могут претендовать на получение "поощрительного сертификата", достаточно обширен. Он касается производств, которые считаются уже достаточно отлаженными в Турции, так что стимулирование капиталовложений в них может привести лишь к излишней конкуренции и перепроизводству (например, строительство бензозаправочных станций, расширение сети закусочных "фаст-фуд", производство тягачей и трайлеров).
В начале 2017 года худшие результаты среди мировых валют показала турецкая лира. По отношению к доллару она опустилась на 8,6%. Этот показатель добавился к падению курса лиры на 17% по итогам 2016 года. При этом в течение шести торговых сессий турецкая валюта устанавливала антирекорды. Аналитики объясняют такую негативную для страны картину несколькими причинами. Так, Турция имеет дефицит платежного баланса, который по итогам года может составить около 5% ВВП, сообщает Bloomberg.